Лабораторные работы по электротехнике

Электротехника
Примеры расчета цепей
Лабораторные работы
Переходные процессы в линейных цепях
Вынужденные колебания
Оптика
Определение удельной теплоемкости воздуха
Гироскоп
Теплопроводность тел
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.7.

ИЗУЧЕНИЕ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ НАКЛОННОГО МАЯТНИКА.

Цель работы:

Измерить коэффициент трения качения с помощью наклонного маятника.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ

В технике и физике уделяется особое внимание неконсервативным силам, возникающим при качении шара, колеса, цилиндра по плоскости. Эти силы называют силами трения, различают 3 рода сил: ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ, ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ и ТРЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ. В настоящей работе уделяется внимание силам трения качения. Они возникают при движении шаров, цилиндров, колес по поверхности других тел без скольжения, при этом относительная скорость соприкасающихся точек равна 0. Эмпирически Кулон установил, что сила трения качения определяется формулой

  (1)

где N – сила нормального давления, R – радиус катящегося тела (цилиндр, шар),   - коэффициент трения качения.

Из формулы (1) следует, что коэффициент трения качения – размерная величина в отличие от коэффициента трения скольжения. Этот коэффициент не зависит от скорости качения и радиуса тела, а зависит от материала и состояния поверхности соприкасающихся тел. Так например, при качении дерева по дереву  изменяется в пределах от 0,5 до 0,8 мм; стали по стали от 0,01 до 0,05 мм,

Возникновение сил трения качения обусловливается наличием неупругих деформаций, возникающих при движении шаров и цилиндров по поверхности других тел. Чтобы упростить рассуждения предположим, что движение происходит по плоскости и только она деформируется.

 Если цилиндр неподвижен, силы упругости, действующие на каждый малый его элемент со стороны плоскости, будут симметричны относительно вертикальной плоскости ав, проходящей через ось цилиндра (рис.1.7.1). Результирующая сила  реакции опоры проходит через ось цилиндра и уравновешивает силу тяжести.

 При качении цилиндра рассмотрим два случая: а) упругой деформации; б) неупругой деформации.

 В случае упругой деформации (рис.1.7.2) силы взаимодействия между цилиндром и плоскостью будут совершенно симметричны относительно вертикальной плоскости ав, проходящей через ось цилиндра: каждой силе  соответствует равная ей сила  на симметрично расположенном участке площади соприкосновения.

 Результирующая всех сил упругой деформации поверхности будет вертикальна и ее момент относительно оси цилиндра также будет равен нулю. Поэтому силы упругих деформаций цилиндра и плоскости при качении не скажутся на скорости качения, и движение будет происходить так, как будто никаких деформаций не было и сил трения качения в этом случае не возникает.

Случай неупругой деформации (что фактически всегда имеет место) дает объяснение возникновения сил трения качения.

В этом случае силы, действующие на цилиндр со стороны плоскости качения, уже не будут симметричны относительно плоскости ав (рис.1.7.3). Поэтому равнодействующая всех элементарных сил реакции плоскости наклонена к поверхности качения (рис. 1.7.4). Момент этой силы не равен нулю относительно оси цилиндра и противоположен направленно вращения.

При этом возникает неравная нулю горизонтальная составляющая, направленная в противоположную сторону движения цилиндра.

Точка приложения силы  находится впереди плоскости ав (рис.1.7.4), кроме этого линия действия силы  проходит выше центра цилиндра. Горизонтальная составляющая силы представляет силу трения качения:

  (2)

вертикальная составляющая - . Расстояние S (см. рис. 1.7.4.) между точкой приложения силы  и вертикальной плоскостью мало по сравнению с радиусом цилиндра  и угол наклона  так же мал, следовательно, абсолютная величина  почти равна силе нормального давления цилиндра на плоскость, т.е. весу цилиндра Р. То есть соотношение (2) можно переписать так

  (3)

Величину S называют “коэффициентом момента силы трения качения”, иногда – плечом трения качения, которое согласно выражению  (1) совпадает с коэффициентом трения .

В данной работе коэффициент трения качения определяется мето­дом наклонного маятника по уменьшению со временем амплитуды качений шара на наклонной плоскости.

Общий вид наклонного маятника представлен на рис.1.7.5. На основании маятника (2), снабженное четырьмя ножками с регулируемой высотой, установлен миллисекундомер (I). Изменением высоты ножек устанавливают основание (2) в горизонтальной плоскости. В основании закреплена стойка (3), на которой смонтирована червячная передача (4), последняя соединена с кронштейном (5) и воротком (11).

 

 


Вращая вороток можно менять наклон маятника. Отсчет угла наклона мятника производится по шкале (7), а углов качения маятника – по шкале (6). В кронштейне закреплена стойка (8), на которой подвешивается шар (9) с оськой – держателем. В кронштейне (5) вмонтирован фотоэлектрический датчик (12) и держатель образцов (10). Замена шара производится вывинчиванием оськи - держателя из одного шара и ввинчиванием ее в другой. Управление миллисекундомером производится кнопками "СТОП" и "СБРОС". Качения шара являются затухающими вследствие действия силы трения качения. Закон убывания амплитуды определяется силой, вызывающей затухание. Сила трения качения в широких предела не зависит от скорости, и можно предположить, что амплитуда убывает со временем по арифметической прогрессии. Если пренебречь другими видами диссипативных сил, кроме трения качения, рабочую формулу для определения  можно получить приравняв изменение энергии маятника  работе А, совершаемой силой трения .

Пусть Ео и Еn – потенциальные энергии маятника в крайних положениях, отстоящих друг от друга на n полных колебаний, ho и hn высоты центра тяжести шара в соответствующих положениях относительно положения равновесия (рис. 1.7.6). Изменение энергии равно , где  и и  - углы отклонения маятника от положения равновесия в соответствующих положениях, - угол наклона плоскости колебаний. Тогда убыль энергии маятника равна

  (4)

Работа, силы трения равна произведению силы трения качения на путь, пройденный телом за n - полных колебаний,

  или

 , т.к.

вектор   и .

Пусть S равен

  (*)

но амплитуда колебаний может быть выражена как длина дуги, опирающаяся на угол  т.е. ,

тогда   (6)

(Углы  и   выражаются в радианах).

С учетом формулы (6) работа силы трения равна

  , (7)

Подставив в (7) выражение (1) имеем

 

а так как

 

(рис. 1.7.7.), то

 

Приравняв изменение энергии маятника и работу силы трения А получим

 .

Откуда

  (8)

Формула (8) является рабочей для расчета коэффициента трения качения 

Порядок выполнения измерений

1. Измерьте штангенциркулем диаметр шара маятника и рассчитайте R

2. Установите угол наклона плоскости качания маятника .

3. При выбранном угле наклона плоскости качания выведите маятник на   от положения равновесия (), измеряя его по шкале, и без толчка отпустите. Измерьте угол отклонения маятника поcле нечетного числа полных колебаний (n > 20). Число колебаний определяется с помощью электронного счетчика. Пуск счетчика производится кнопкой “СЕТЬ” на лицевой панели прибора. Отсчет полных колебаний снимите с транспоранта “ПЕРИОДЫ”.

4. Проделайте опыт не менее трех раз при заданном наклоне плоскости и рассчитайте .

5. Поверните другой стороной плоскость качания (полированной или шероховатой), повторите опыт, рассчитайте .

6. Измените угол наклона  и повторите опыт снова.

7. Сопоставьте результаты измерений  для различных углов наклона маятника  и различных сторон образца (плоскости качания), сделайте выводы.

8. Повторите опыт для других материалов плоскости качения и шара.

9. Сравните результаты полученные для различных материалов.

10. Рассчитайте абсолютную ошибку коэффициента  для одной пары материалов.

11. Сделать общие выводы по работе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие примеры сил тренья качения, трения скольжения и трения сцепления вы знаете?

2. Какие силы называются не консервативными?

3. Какую размерность имеет коэффициент трения качения и трения скольжения?

4. Как объяснить наличие сил трения качения?

5. В каком случае при качении силы трения отсутствуют?

6. Как зависит коэффициент трения качения от качества обработки плоскости качения?

7. При каком предположении относительно закона убывания амплитуды маятника можно получить формулу (*).

8. Какими дисcипативными силами пренебрегают и какие учитывают при выводе формулы для определения коэффициента качения?

9. Как используется теорема от изменении механической энергии в данной лабораторной работе?

10. Почему не рекомендуется в данной работе производить измерения при углах наклона плоскости качения маятника ?

Архитектура Зимнего дворца Санкт-Петербурга